История возникновения клинкера

История возникновения клинкера

Понятие «клинкер» произошло от немецкого «klinger» – «звенящий, издающий звонкий звук при ударе». В буквальном переводе «высокопрочный кирпич, получаемый из специальных глин высокотемпературным обжигом до полного спекания...». Потому клинкер по своей структуре может быть отнесён к каменным изделиям, в противоположность обычным кирпичным изделиям, которые обычно понимаются как поризованный продукт.

1.jpg

Технология производства керамических изделий появилась давно. Ещё древние римляне около 2000 лет до н.э. владели секретом формовки и обжига керамических изделий, обладающих удивительной прочностью.

В качестве специального строительного материала клинкерный кирпич впервые массово был применен в Голландии в начале XIX века. Пытаясь компенсировать отсутствие природных каменных материалов, голландцы начали производство клинкера – высокоплотного керамического камня. В 1809 г. была построена первая клинкерная дорога, соединившая Амстердам и Гарлем. Первый клинкер использовался исключительно для мощения дорог. При этом он обладал исключительной прочностью и долговечностью. Из Голландии технология производства клинкера распространилась в соседние западноевропейские страны: Германия, Венгрия, Англия. 40-е годы XIX века можно считать началом систематического применения клинкера для мощения дорог в Западной Европе. Успешному распространению этого материала способствовала его относительная дешевизна по сравнению с природным камнем.

В России клинкерный кирпич появился в качестве спутника обычного керамического кирпича при обжиге в печах из глин, обладающих специфической «площадкой спекания». Неравномерность распределения температуры по объему печи приводила к образованию на внутренних рядах обжиговых сводов «пережога» — частично остеклованного кирпича со структурой керамического камня, сходной с фарфором.

2.jpg

Из «Иллюстрированного урочного положения» графа Н.И. де Рошефор «Урочное положение», 1916: «По степени обжига кирпич разделяется на три вида: 1) сильно обожженный (железный и полужелезный), издающий высокий звук и употребляемый в гидротехнических сооружениях, на фундаменты в сырых местах и на цоколь, по недостатку или дороговизне камня; 2) хорошо обожженный и звенящий (в Петрограде по цвету красный, а в других местах — белый, желтый, бурый), годный для всякого употребления в сухих местах; 3) слабообожженный (в Петрограде по цвету алый), издающий глухой звук и употребляемый на хозяйственные постройки, на внутренние стены неважных казенных и частных зданий, на смазку полов и потолков, на стены калориферных камер и т. п.».

Так как появление «пережога» нельзя было избежать, получившееся изделие было выделено в отдельную категорию и названо «железняком». Железняк имел гладкую, местами сплавленную поверхность, поэтому плохо связывался с раствором и мало впитывал воды. Такой кирпич хорошо сопротивлялся действию сырости, поэтому применялся преимущественно при кладке фундаментов, а также при строительстве канализационных коллекторов, гидротехнических сооружений и мостов.

Первый российский завод по производству клинкера был построен в 1883 г. инженером Сенницким. Первоначально весь материал подвергался полному спеканию в сплошную массу, а затем сплавленные глыбы дробились и направлялись на дорожные работы. С 1904 г. началось производство продукции в виде отдельных кирпичей. После Октябрьской революции в СССР были построены уже несколько заводов по производству дорожного клинкера, однако все эти предприятия находились в распоряжении дорожных организаций. По этой причине организованного производства клинкерного кирпича практически не существовало.

В областях применения «сильнообожженного» кирпича, характерных для начала ХХ в., произошли изменения основных конструктивных решений. В гидротехнических сооружениях, в фундаментах и цоколях место каменной кладки занял монолитный и сборный железобетон; для облицовки канализационных сооружений применялась керамическая плитка с плотным черепком и низким водопоглощением. Последнее упоминание клинкерного кирпича — ОСТ 4245 «Клинкер дорожный», который был аннулирован до 1978 гг.

Интерес к клинкерному кирпичу вернулся в 1990-е гг. В основном высоко ценились декоративные особенности кладки. Спрос удовлетворялся исключительно за счёт импортного ассортимента. Основные производители качественного клинкерного кирпича находились в Германии, Испании, Голландии, Англии, Австрии и Польше. С некоторым отставанием развивается спрос на клинкерный кирпич для мощения, где уже большее значение имели эксплуатационные характеристики изделия.

Современные требования к архитектурной выразительности, комфортности зданий и сооружений, повышению их атмосферостойкости и, следовательно, долговечности заставляют искать новые пути совершенствования застройки новых микрорайонов и реконструкции старых, отсюда интерес к клинкерному кирпичу является актуальным.

3.jpg

На фото: железняк, найденный на территории Татарстана.

Вес: 4,1 кг

Размеры:

  • Ширина 116-125 см
  • Толщина 6,5-7 см
  • Длина 252-254 см
  • Водопоглощение 1,6%
Наши адреса

ул. Василия Петушкова, д.3 кор. 3,
стр.3 “Клинкер Пром”

ул. Вешних вод д.4 стр. 164

Разработка сайта